Толерантность - это принятые в социальной среде нормы поведения, которые выражаются в терпимости людей друг к другу, вероисповеданиям, обычаям и чувствам. Основой толерантности принято считать право на выражение мыслей и личную свободу каждого человека. Это человеческие чувства, которые выражаются в положительном отношении людей к чему-либо, но не к нарушениям моральных и общечеловеческих принципов.
Формирование толерантного отношения к детям с особыми потребностями
Число лиц с ОПФР постоянно растет. Барьеры для детей с ограниченными возможностями и их семей существуют в различных формах: от негативного, настороженного отношения окружающих до недоступности физической среды. Зачастую эти барьеры в большей степени препятствуют включению в жизнь общества, чем физическое состояние самого ребенка. Поэтому воспитание толерантного, доброжелательного отношения к детям с ограниченными возможностями приобретает особую актуальность.
Толерантность — это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между народами, социальными группами, для позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Постепенно наше общество проявляет свою толерантность к детям с особыми потребностями: архитекторы разрабатывают проект дома, где есть необходимая инфраструктура, в школах делают первые шаги к инклюзивному образованию, благотворительные организации помогают родителям детей с особыми потребностями в лечении.
В условиях современных глобализационных процессов инклюзивное образование приходит на смену сегрегационной и индивидуальной моделей обучения, социализации детей . Поскольку, бесспорным является признание воспитания эффективным средством воздействия на формирование у подрастающего поколения социально желаемого отношения к детям ограниченных возможностей, особенно важна роль социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя в донесении до детского сознания социальных ценностей, норм и правил установления и развития толерантных отношений в ученической среде, организации доброжелательного общения, введение специальных методик социально-воспитательной работы, ведь быть терпимым по отношению друг к другу очень непросто, особенно, если «рядом идущий» отличается от тебя, имеет особенности психофизического развития.
В работе педагогического состава особое внимание необходимо уделять развитию у всех участников образовательного процесса следующих критериев толерантности:
1) равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
2) взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и др.);
3) охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
4) сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;
5) позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрассовых отношений, в отношениях между полами.
Также необходимо проводить работу по минимизации, устранению ситуаций проявления нетерпимости:
1) оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
2) игнорирование (отказ в беседе, в признании);
3) негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки;
4) поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);
5) преследования, запугивания, угрозы;
6) дискриминация (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе).
Смысл деятельности учителя в формировании толерантных отношений – содействовать повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается.
Этому способствует проведение мероприятий классными руководителями совместно с учителями-дефектологами, педагогом социальным классных часов, часов информирования, организация общественно-полезной деятельности.
Смотры художественной самодеятельности также дают свой воспитательный эфыфект, когда предоставляется возможность учащимся с ОПФР показать себя наравне с остальными ребятами.
Деятельность педагога-психолога в рамках формирования толерантного отношения к учащимся с ОПФР должна быть направлена на:
1. коррекцию затруднений в общении;
2. повышение уверенности в себе;
3. ослабление негативных эмоций;
4. развитие навыков саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения, развитие эмоциональной сферы;
5. обучение учащихся жить дружно, сплоченно;
6. овладение навыками чувствовать других, поддерживать и сопереживать;
7. развитие способности к самоопределению.
Кроме того, психологу необходимо вести работу с педагогами и с родителями через индивидуальное консультирование учителей, учащихся и их законных представителей; выступления на родительских собраниях;
Формирование толерантности - это огромная каждодневная работа педагогов. Нельзя забывать и о том, что если мы хотим вырастить поколение толерантных людей, то должны быть сами толерантными и собственным примером показывать проявление заботы, чуткости и внимания.