Нововведения в ПДД: основные правила для велосипедистов
С недавних пор велосипедистам не нужно спешиваться на «зебре» и романтические катания на самокате, где два человека на одном СПМ, запрещены? Если вы заядлый велосипедист, то наверняка слышали о новых Правилах дорожного движения, которые вступили в силу 27 октября 2022 года. Как и прежде, велосипедисту категорически запрещено кататься на транспорте, если ноги не стоят на педалях, а обе руки не лежат на руле. Но согласно новым правилам, разрешено ездить в непогоду: во время снегопада и гололедицы.
Изменения затронули даже само определение велосипеда, к которому добавили новое название «веломобиль». Согласно новым правилам, тихоходные электровелосипеды и самокаты все еще могут двигаться по тротуару, а вот подобный транспорт, скорость которого превышает 25 км/ч, а максимальная мощность — более 0,25 кВт, уже правильно называть мопедом. Передвижение на таком транспорте разрешено лишь по проезжей части и только лицам с соответствующими водительскими правами. К слову, детям и подросткам, не достигшим 14 лет, законодательство разрешило кататься на моноколесах, электросамокатах и других средствах персональной мобильности (СПМ) только во дворе.
Согласно новым правилам, можно не спешиваться с велосипеда на переходах. Тем не менее, еще на подъезде к «зебре» велосипедисты обязаны притормозить, убедиться в безопасном выезде и двигаться по переходу со скоростью пешеходов.
Для более безопасной и комфортной езды были введены новые дорожные указатели: «Велосипедный переезд» и «Дорога с велосипедной дорожкой» — участок дороги, где райдеры имеют право двигаться навстречу трафику. Также Госавтоинспекция еще раз напомнила, что правила дорожного движения должны соблюдать не только райдеры, но и пешеходы, которым запрещено передвигаться по велодорожкам — территории для велосипедистов, которая отделена пунктирной линией.
В жилете, со светоотражателем, но без зеркал
По новым правилам велосипедисты не обязаны устанавливать на транспорт зеркала заднего вида. А вот за городом должны надевать специальный жилет со светоотражающими элементами. Катафотов и фонарей нововведения не коснулись. Как и прежде, на транспорт следует установить световозвращатели: в передней части белый, сзади – красный, сбоку – оранжевый. А фонари понадобятся любителям ночной езды: спереди можно использовать обычные, а вот сзади – красные.
Основные правила передвижения велосипедистов
Вспомним главные правила езды на байках. Во-первых, подростки старше 14 лет и взрослые люди имеют право ездить на двухколесном транспорте по специальным велодорожкам. Если же такие не предусмотрены, то велолюбители имеют право передвигаться по тротуару, при этом не доставляя неудобства пешеходам. Возможна и езда по правой стороне проезжей части, но не далее, чем один метр от обочины. Райдеры могут кататься по тротуарам и обочине дороги, а также по проезжей части в жилой и пешеходной зонах. Согласно нововведениям, велосипедисты имеют право передвигаться лишь по дороге, где предусмотрены зоны с ограничением максимальной скорости, начало которой обозначается знаком 3.33, а конец 3.34. А вот дети могут кататься лишь по тротуарам и пешеходным зонам, не препятствуя передвижению пешеходов. На велосипеде разрешается перевозить детей, возраст которых не превышает 7 лет. При этом ребенок должен быть в шлеме и сидеть в специальном велокресле.
Технические требования
Выезжая на проезжую часть, райдеру следует убедиться, что в транспорте исправны тормоза и рулевое управление, накачаны шины и работает велосипедный звонок. Как уже упоминалось выше, зеркало заднего вида больше не требуется, а вот светоотражатели и жилет необходимо иметь. Также любителям вечерней и ночной езды советуем не забывать про фонари. К слову, велосипедисту запрещается езда в темное время суток, если фонари неисправны. В случае поломки, райдер должен спешиться и вести байк рядом.
Сигналы велосипедистов
Чтобы показать правый поворот и перестроение в этом же направлении, велосипедисту следует вытянуть прямую правую руку. Если же планируется перестроение и поворот влево, райдер вытягивает прямую левую верхнюю конечность. А поднятая вверх рука означает остановку. Райдеры имеют право пересекать проезжую часть только по специальному переезду или велодорожке. А если таковые отсутствуют — возможно движение по пешеходному переходу, на перекрестке по линии тротуаров или обочин.
Движение в группе
Правила ПДД гласят, что велосипедистам следует двигаться в колонне по проезжей части в случае, если она разделена на группы до 10 райдеров в одной. А дистанция между группами должна составлять не меньше 100 метров.
Велосипедисту запрещается:
- Использовать для езды неисправный транспорт.
- Передвигаться на байке, когда руки не лежат на руле, а ноги не стоят на педалях.
- Перевозить пассажиров (исключения дети до 8 лет в специальных креслах).
- Транспортировать грузы, габариты которых по длине и ширине превышают полметра.
- Перевозить грузы, препятствующие управлению транспортным средством.
- Буксировать байк другим транспортом, а также на велосипеде буксировать другие средства передвижения.
- Управлять транспортом в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
Последствия за нарушения:
В случае, если велосипедист нарушил ПДД в трезвом состоянии и в происшествии нет пострадавших, он может отделаться устным предупреждением или штрафом от 1 до 3 базовых величин.
Если же райдер был в нетрезвом состоянии или отказался проходить проверку на наличие в крови алкоголя или наркотиков - штраф составит уже от 3 до 5 базовых величин. А когда нарушение повлекло создание аварийной обстановки – штраф увеличится вплоть до 8 базовых величин. Если в инциденте были нанесены легкие телесные повреждения либо пострадало имущество, то взимаемая сумма может составить и 20 базовых величин.
Знание и соблюдение ПДД – важный элемент безопасной езды на велосипеде. Поэтому мы советуем особо тщательно подходить к выбору двухколесного друга, езда на котором будет полностью соответствовать ожиданиям, делая велопрогулки приятными и легкими.