Что такое психолого-медико-педагогическая комиссия?
Если Вам рекомендуют обратиться в ЦКРОиР на психолого-медико-педагогическую комиссию и Вы не знаете как поступить. Прочтите эту статью и примите решение сами!
Помните, что на ПМПК нужно идти по доброй воле и для решения проблем ребенка.
Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии центра осуществляется согласно нормативным документам:
-"Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации",
-"Методических рекомендаций по использованию психолого-педагогического, диагностического инструментария в работе психолого-медико-педагогических комиссий" и других.
С сентября по июнь месяц ежегодно в центре работает ПМПК, на которую возложены функции:
- углубленное обследование детей всех возрастов с целью определения им образовательного маршрута, выбора программы обучения и оказания коррекционной помощи в соответствии с возможностями ребенка, определение ему специальных условий (специальная группа в учреждении дошкольного образования; обучение в классе (группе) интегрированного обучения и воспитания учреждений образования; обучение на дому по программам специальных школ, коррекционные занятия в пункте коррекционно-педагогической помощи учреждения образования или в ЦКРОиР, учреждения социальной защиты и др.);
- направление детей при необходимости в научно-исследовательские центры и лечебно-профилактические учреждения для углубленного, динамического их изучения.
Обследование ребенка осуществляется с согласия законных представителей и в их присутствии. Также может осуществляться по инициативе учреждения социального обслуживания, учреждения образования, организации здравоохранения.
В ЦКРОиР осуществляется предварительная запись детей на обследование. Ведение предварительной записи дает возможность заранее подготовиться родителям в сборе необходимых документов.
Предоставленные документы в полном объеме позволяют членам комиссии выявить причины того или иного нарушения (проблемы), осуществить подбор максимального объема диагностических методик для проведения углубленного изучения характера нарушения, формулирования рекомендаций для родителей и специалистов.
В ЦКРОиР работают квалифицированные специалисты, процедура обследования строго соблюдается, документация заполняется членами комиссии в соответствии с требованиями нормативных документов.
При вынесении решения составляется заключение, которое на основе медицинского диагноза квалифицирует физическое и психическое нарушение, дает комплексную оценку имеющихся трудностей и потенциальных возможностей развития ребенка и рекомендации по определению программы обучения и специальных условий для получения образования в образовательных учреждениях района (сад или школа).
Наличие письменного согласия родителей ребенка с рекомендациями комиссии является основанием для выдачи заключения. Если родитель не согласен с предложенной формой обучения или коррекционно-педагогической помощью, то оформляется отказ на форме согласия. Отказ прилагается к протоколу, подписывается всеми членами комиссии, своего решения комиссия не меняет.
В дальнейшем все зависит от Вас. Желаем Удачи!
Как подготовить ребенка к обследованию в рамках ПМПК?
- При прохождении обследования на ПМПК ребенок должен быть соматически здоров. Плохое самочувствие может сказаться на результатах обследования. Обязательно сообщите о болезни ребенка и отмените Ваш визит на ПМПК в этот день.
- За несколько дней до обследования в непринужденной форме вспомните с ребенком домашний адрес, сведения о родителях (ФИО, профессия), поговорите о текущем времени года.
- Создайте у ребенка позитивный настрой на обследование: настраивайте дошкольника на игровую деятельность со специалистами, а школьника на общение с педагогами. Обследование детей дошкольного возраста проводится в соответствии с возрастными и программными требованиями основной программы дошкольного образования, детей школьного возраста – в соответствии с требованиями программ начального или основного общего образования.
- Перед прохождением обследования на ПМПК и во время него сохраняйте спокойствие. Помните, что Ваша тревога может передаваться ребенку.
- Рассчитайте время так, чтобы прийти на комиссию заблаговременно, передать членам комиссии документы, например, медицинские выписки, не спеша, раздеть верхнюю одежду.
- Время обследования каждого ребенка зависит от его индивидуальных (возрастных, психофизических и др.) особенностей, поэтому время обследования на ПМПК может не совпадать со временем предварительной записи. Для того, чтобы помочь ребенку спокойно ожидать обследования, возьмите с собой его любимую игрушку, книжку, предложите ребенку что-нибудь перекусить (сок, фрукт, печенье и т.п.).
- Сообщите членам комиссии, если ребенок проходит обследование повторно (необходимо назвать дату прохождения последнего обследования и где оно проходило, возможно это был другой город) и предъявите заключение, выданное по результатам предыдущего обследования.
- Во время обследования не подсказывайте ребенку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости помощь ребенку окажет специалист, проводящий обследование (это входит в его компетенцию).
- При ребенке не произносите фразы «он (она) стесняется», «он (она) не любит учить стихи, рассказывать», «он (она) это не умеет», «он (она) при посторонних людях не отвечает», «он (она) плохо читает», поскольку Вы даете установку на подобное поведение.
После обследования похвалите ребенка, даже если он отвечал не совсем так, как Вы ожидали.
Каков итог заседания ПМПК? По результатам обследования составляется коллегиальное заключение ПМПК, содержащее рекомендации по определению программы обучения, с учетом мнения каждого специалиста.
Родителям выдается заключение ПМПК с рекомендациями по дальнейшему обучению ребенка.
Внимательно выслушайте рекомендации специалистов по результатам обследования ребенка (запишите важную информацию). Задайте вопросы, уточните то, что непонятно.
Основные показания к направлению ребенка на обследование в рамках ПМПК:
- длительность и выраженные трудности периода адаптации к условиям детского учреждения, детского коллектива, группы детей, с которыми ребенок общается на улице;
- трудности в общении со сверстниками, явление изолированности или противопоставления себя коллективу, отвержение ребенка коллективом;
- замедленность формирования и реализации навыков самообслуживания (отставание от сверстников во время еды, одевания, подготовки к занятиям и т.п.), а также житейских знаний;
- трудности формирования и автоматизации учебных навыков, умений и знаний соответственно образовательным стандартам, характерным для конкретного возрастного этапа развития;
- подозрение на отставание ребенка в интеллектуальном развитии;
- выраженное своеобразие, утрированность, ригидность и другие проявления со стороны интересов и способностей ребенка, приводящие к осложнениям социальной адаптации в традиционных условиях;
- проявление одаренности ребенка, требующие иных, более адекватных условий развития и/или затрудняющие социальную адаптацию в традиционных условиях;
- утрированные проявления двигательной расторможенности и нарушений внимания, общие проблемы произвольной регуляции деятельности;
- наличие любых речевых нарушений;
- отставание в развитии общей и мелкой моторики;
- подозрение на снижение слуха;
- нелепость, неадекватность поведения ребенка ситуации;
- повышенная эмоциональная возбудимость, агрессивность и другие проявления этого ряда;
- асоциальные тенденции в поведении;
- неуверенность в себе, плаксивость, обидчивость и т.п.
Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем, учреждением представляются следующие документы:
1. Подробная выписка из истории развития ребёнка.
2. Справка организации здравоохранения, предоставляемая законным представителем, с указанием наличия или отсутствия психиатрического учёта ребёнка.
3. Психолого-педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением образования, которое посещает ребёнок.
4. Результаты продуктивных видов деятельности ребёнка дошкольного возраста или письменные работы учащегося.
Другие документы (по запросу ЦКРОиР).