Социально-психологические аспекты работы с семьей, в которой родился ребенок с особыми потребностями
Когда рождается «особенный» ребенок, у родителей возникают чувства отчаяния и одиночества, поэтому им нужно протянуть руку помощи. Одна из главных задач, стоящих перед специалистами, - построение таких отношений, которые помогут родителям адаптироваться к этой сложной ситуации.
Родителей ребенка с особенностями развития окружает множество специалистов, каждый из которых имеет свое личное мнение о том, как лучше всего помогать родителям в их горе. Но иногда настойчивые, непрофессиональные попытки помочь могут быть опасными. Искусственные, надуманные объяснения, которые родители дают ограничению ребенка, могут вызвать у специалиста большое желание «навести порядок» (т.е. показать родителям истину), в то время как эти объяснения помогают родителям лучше переносить действительность. Если специалист недостаточно компетентен, чтобы оценить ситуацию, не нанося вреда, не следует активно разрушать веру в такие искусственные объяснения. Ведь если родители верят в «чудо», их возможность продолжать жить нормальной жизнью иногда может полностью зависеть от фантазий. В таких случаях только эксперт способен оказать помощь родителям, поскольку понимает, когда они в состоянии увидеть действительность и воспользоваться активной помощью, а когда их психическое равновесие таково, что они должны продолжать «мечтать» и избегать людей, которые пытаются заставить их «осознать факт».
Специалист, оказывающий поддержку, может почувствовать такое сильное сочувствие и солидарность с родителями, что больше не сможет отличать свои потребности от родительских или не сможет видеть, что у родителей есть собственные силы, которыми они в состоянии воспользоваться в проживании горя. Даже те люди, которые по роду своей профессии помогают другим, иногда так эффективно защищают себя от сильной боли и отчаяния, что попросту избегают этих чувств. Тот, кто поступает таким образом, тоже не может эффективно помочь необходимой внутренней работе, связанной с горем. Иногда специалисты ощущают сильную потребность заставить родителей принять и открыто «признать» ограничение ребенка. Такие порывы часто связаны с чувствами разочарования и вины, которые испытывают сами специалисты. Они, как и родители, могут чувствовать глубокое сопротивление «сумасбродству» природы - и по этой причине отказываться принять ограничение ребенка. Специалисты также могут чувствовать вину за то, что несчастье постигло других, а они сами его избежали.
Если специалист хочет помочь, он должен сознавать, что у него с родителями может быть много похожих чувств. Признавая сходство в чувствах, он также должен сознавать и то, что у него другая позиция и жизненная перспектива. Как бы хорошо специалист не проникся ситуацией родителей и не понимал ее, для него все-таки не существует такой же эмоциональной глубины и перспективы на всю жизнь. Специалист, который контролирует свои чувства, может эффективнее помочь родителям «прожить горе» и выйти из кризисной ситуации. Он может поделиться своими знаниями о том, как справляться с проблемами, но не будет пытаться взять ответственность на себя.
При оказании эффективной помощи семье важны определенные личностные качества специалиста. К родителям необходимо проявлять уважение, выражающееся через отношение «хочу понять» и принятие их физического и психоэмоционального состояния. Важно сообщать о своей вере в потенциал и возможности родителей. Уважение лучше всего проявляется тогда, когда сочетается с искренностью и эмпатией - способностью войти в мир другого человека, когда видишь и чувствуешь все так, как будто находишься на месте этого человека. Искренность (способность быть самим собой без маски и притворства) предполагает открытость в признании и выражении чувств и отношения. Специалист должен быть в состоянии передать надлежащим образом и способом свои мысли и чувства, сочетающиеся друг с другом и не находящиеся в противоречии.
Как правило, у родителей нет опыта воспитания ребенка с особенностями в развитии. Даже тогда, когда они уже общались с людьми с ограничениями, маловероятно, что этот опыт в полной мере соответствует их собственной семейной ситуации. Поэтому специалисту, удерживая в центре своего внимания потребности ребенка с особенностями и его родителей, следует проявлять заботу также и обо всей семье.
Наряду с медицинской и психологической помощью важна социальная поддержка семьи. Чтобы определить, в какой помощи и поддержке нуждается конкретная семья и кто может оказать наиболее эффективную помощь, необходимо оценить семейную ситуацию. Многие семьи, при поддержке специалиста, могут самостоятельно преодолеть возникающие трудности и проблемы.
Комплексная поддержка семьи, после всесторонней оценки ее потребностей и потребностей ребенка, должна осуществляться с привлечением различных ресурсов по месту жительства. Главная роль в выполнении этой задачи отводится, прежде всего, специалисту по социальной работе. Он должен регулярно пересматривать достигнутые результаты и корректировать план поддержки при тесном взаимодействии со специалистами различных ведомств.