- Наименование проекта:
Использование ресурсных возможностей кабинета социально-бытовой ориентации для повышения качества социализации лиц с тяжелыми и/или множественными нарушениями в развитии, детей, оставшихся без попечения родителей.
- Организация-заявитель, предлагающая проект: отдел образования Зельвенского районного исполнительного комитета, государственное учреждение образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г.п. Зельва», государственное учреждение образования «Зельвенский районный социально-педагогический центр»,
- Место реализации проекта (область/район, город): Гродненская область, Зельвенский район, г.п. Зельва, улица Пушкина, дом
- Информация об организациях:
Государственное учреждение образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г.п. Зельва» обеспечивает создание комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития и осуществляет образовательную, коррекционно-педагогическую, диагностическую, социальную, методическую, консультативную и информационно-аналитическую деятельность, координирует деятельность в сфере специального образования на территории Зельвенского района.
Детский социальный приют государственного учреждения образования «Зельвенский районный социально-педагогический центр» предназначен для временного проживания (не более шести месяцев) и социальной реабилитации детей в возрасте от трех до восемнадцати лет, признанных нуждающимися в государственной защите, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до их возвращения в семью или определения их дальнейшего жизнеустройства.
- Срок реализации проекта: 2021-2022 годы
6.Целевая группа: обучающиеся государственного учреждения образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г.п. Зельва», .воспитанники детского социального приюта государственного учреждения образования «Зельвенский районный социально-педагогический центр»
- Цель проекта: создание кабинета социально-бытовой ориентировки как средства формирования жизненно-значимого минимума практических умений и навыков у воспитанников и учащихся с тяжелыми и/или множественными нарушениями в развитии, воспитанников социально-педагогического центра;
-создание безопасных условий, доступной среды и материально-технической базы для занятий по социальной адаптации детей с нарушениями в развитии;
-помощь родителям в процессе социализации детей с инвалидностью;
-социализация детей, оставшихся без попечения родителей.
- Задачи, планируемые к выполнению в рамках реализации проекта:
Одной из целей специального образования Республики Беларусь является социальная адаптация и интеграция лиц с особенностями психофизического развития, детей, оставшихся без попечения родителей, в обществе, в том числе приобретение навыков самообслуживания, подготовка к трудовой и профессиональной деятельности, семейной жизни.
Дети с инвалидностью, дети с тяжелыми и/или множественными нарушениями развития (воспитанники и учащиеся центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации), дети, оставшиеся без попечения родителей - наиболее уязвимая часть населения, нуждающаяся в особой социальной поддержке государства.
В учебные планы центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее-ЦКРОиР) включен предмет «Социальная адаптация», основной целью которого является формирование у детей базовых практических умений по организации своего быта, поведению и общению в типичных жизненных ситуациях. Дети формируют навыки обращения с предметами быта, ухода за собой, а также правильные взаимоотношения с окружающим миром. Воспитанники и учащиеся центра поступают в наше учреждение неподготовленными к жизни, порой они даже не владеют элементарными навыками самообслуживания. И если у нормально развивающихся детей процесс социализации происходит естественным путем, с детьми, посещающими ЦКРОиР все намного сложнее.Возникают значительные трудности в социализации детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому специально оборудованный кабинет в таком обучающем процессе очень поможет воспитанникам и учащимся ЦКРОиР, воспитанникам СПЦ в данном процессе.
Процесс социализации детей с нарушениями, детей, оставшихся без попечения и родителей в развитии предусматривает необходимость решения следующих задач:
- формирование у учащихся бытовых трудовых умений: умений в области организации питания, ухода за телом, жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода;
- формирование экономико-бытовых умений: умений бережного обращения с окружающими предметами, пищей, водой, электричеством;
- ориентировка учащихся в услугах различных предприятий и учреждений, формирование практических умений пользоваться ими;
- ориентировка учащихся в нормах культуры поведения, взаимоотношений с различными людьми (знакомыми и незнакомыми, старшими и младшими, сверстниками), формирование умений общения и культурного поведения.
Ввиду резкой дифференциации детей, посещающих ЦКРОиР, по запасу практических умений, содержание обучения учащихся должно быть различным. Формируемые у учащихся с нарушениями в развитии на уроках социальной адаптации умения требуют закрепления, совершенствования, регулярного и систематического применения в практической деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит и от используемых методов и приемов обучения. Основными на занятиях по социальной адаптации являются следующие методы обучения: демонстрация, объяснение, упражнение, моделирование реальных ситуаций, сюжетно-ролевая игра.
Спецификой данного учебного предмета также является необходимость обеспечения ряда занятий специальными материалами и предметами труда: посудой, столовыми приборами, кухонными принадлежностями, щетками, бытовыми приборами (микроволновая печь, электрочайник, электроплита и пр.). Проведение некоторых занятий требует специально оборудованного для этого помещения (стирка, умывание и др.). Поэтому целесообразно оборудовать в учреждении отдельное помещение для проведения занятий – кабинет социально-бытовой ориентировки.
- Краткое описание мероприятий в рамках проекта:
В качестве проектного решения предлагается формирование того необходимого запаса бытовых знаний, навыков и умений, который позволит воспитанникам и учащимся ЦКРОиР г.п. Зельва, уверенно начинать самостоятельную жизнь после окончания учреждения, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум путем реализации комплекса мероприятий по созданию и оформлению кабинета социально-бытовой ориентировки. Воспитанники СПЦ приобретут необходимый запас бытовых умений и навыков.
План проектных мероприятий:
- Обустройство кабинета социально-бытовой ориентировки:
-проведение ремонтных работ в помещении, выделенном под кабинет;
-приобретение необходимой бытовой техники и оборудования для кабинета социально-бытовой ориентировки.
- Реализации практики инклюзивного образования
- проведение специалистами ЦКРОиР занятий с детьми по учебному предмету «Социальная адаптация»;
- организация и проведение инклюзивных мероприятий с участием воспитанников и учащихся ЦКРОиР, а также их родителей с целью повышения мотивации к совместному времяпрепровождению, социально-бытовой компетенции детей.
- консультативно - просветительская и профилактическая работа с родителями с целью их включения в процесс социализации детей с тяжелыми и/или множественными нарушениями в развитии.
- организация и проведение занятий с воспитанниками СПЦ в рамках обучения бытовым умениям и навыкам.
- Общий объем финансирования (в долларах США):
Средства донора: 5 000
Софинансирование: 500
- Контактное лицо:
Жамойтина Мария Брониславовна, телефон 80156474630, ckroirzelva@grodno-region.by
Кащиц Наталия Антоновна, телефон 80156474349, spczelva@grodno-region.by